Москалёва Светлана Сергеевна-воспитатель.

Тема по самообразованию: « Правила дорожного движения - неотъемлемая часть в формировании безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».

ДЕТИ НА ДОРОГЕ. КТО В ОТВЕТЕ ЗА ИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ?

 

 Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. К тому же привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.

Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Основная часть.

Задачи образовательной деятельности:

1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.

2. Выработать навыки осознанного отношения к соблюдению правил безопасного движения на дороге, правил для пассажиров.

3. Закрепить знания о работе светофора.

4. Подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.

5. Способствовать развитию познавательных процессов, умение ориентироваться в окружающей обстановке, коммуникативных качеств личности, способности слушать других, выполнять совместные действия дружно, слаженно.

6. Знакомство с дорожными знаками « Дети», « Остановка автобуса», «Пешеходный переход», « Пункт медицинской помощи»,  « Велосипедная дорожка», « Дорожные работы», «Место стоянки», « Подземный переход».

В своей работе применяю следующие методы и формы:

Словесные: беседы, рассказы, чтение художественной литературы, обсуждение по картинке.

Практические: художественное творчество (рисование, лепка, аппликация); продуктивная конструктивная деятельность.

Игры, игровые ситуации, проблемные ситуации на настольном перекрестке.

Развлечения, театральные представления.

Экскурсии и целевые прогулки.

Образовательный процесс осуществляю:

- через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.;

- в процессе специальной развивающей и образовательной деятельности по дорожной тематике.

Во время бесед с детьми обсуждаем следующие темы: «Дорога в детский сад», «Виды транспортных средств», « Опасности на улицах», « Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке», « Правила перехода проезжей части со взрослыми», « Виды и сигналы светофоров»,  «Пешеходный переход: подземный, надземный, наземный», « Дорожные знаки для пешеходов»

Особенно важен принцип наглядности, который применяю в работе с детьми, когда они сами должны все увидеть и потрогать руками. Поэтому использую макеты светофора, дорожных знаков; иллюстрации транспорта, проблемных ситуаций на дороге.

 Занимаясь художественным творчеством, мы рисуем с детьми различные виды транспорта: автобус, грузовые автомобили. В интересной стихотворной форме знакомимся с их назначением. Рассматриваем их форму, величину, строение, соотношения частей. При проведении лепки  продолжаем знакомиться с транспортом. С помощью круп: риса, гречки, гороха; изображаем части автомобиля.

На аппликации знакомимся с новым видом наземного транспорта –трамваем. Ребятам особенно интересно, так как дети могут реально увидеть такой транспорт только в городе.

На продуктивном конструировании у детей формируем интерес к созданию разнообразных транспортных сооружений из строительного материала (мосты для пешеходов, мосты для транспорта). Дети учатся создавать различные модели (машины, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.

 В изучении ПДД особенно важным является приобретение умений и навыков в процессе игровой деятельности. Игра у детей представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение в условиях реальной общественной жизни. Игра является основным видом активности дошкольников, в процессе которой они упражняют свои силы, расширяют ориентировку, усваивают социальный опыт. Особый интерес по изучению ПДД вызывает у детей сюжетно- ролевая игра « Перекресток». На перекрестке разыгрываем с детьми различные ситуации на дороге: пропусти пешехода, остановись на красный свет, участники дорожного движения, о чем говорят дорожные знаки, перейди правильно улицу. С большим увлечением дети играют в сюжетно-ролевую игру « Автобус». При проведении игры мы знакомимся с правилами поведения в общественном транспорте.

При изучении с детьми ПДД использую и дидактические игры: «Какой знак ?», « Доскажи словечко», «Угадай знак», «Собери машину»; настольно – печатные игры:  «Правила дорожного движения», «Подбери знак». Во время прогулок использую подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», « Цветные автомобили», « Ловкий пешеход», «Светофор».

 В ходе проведения развлечений дети знакомятся с ПДД вместе с героями сказок. Им особенно нравится решать проблемные ситуации на дороге, помогая любимым сказочным персонажам. При этом развиваются аналитические способности, память, внимание. 

Значительное место в обучении детей ПДД отвожу практическим формам обучения: наблюдениям, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых мы изучаем правила для пешеходов, наблюдаем дорожное движение. На прогулках  обучаем детей ориентироваться на местности, а именно на территории детского сада. Также объясняю детям, что за пределы детского сада самостоятельно выходить нельзя. Мы закрепляем знания, полученные в группе, на прогулках. А также разыгрываем ситуации на дороге, используя атрибуты постового: жезл, свисток, головной убор; рули для автомобилей. Закрепляем правильное употребление пространственных терминов: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль.  Дети учатся ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

Основное отличие прогулок и экскурсий от непосредственной деятельности в группе заключается в характере познавательной деятельности при непосредственном восприятии дорожных ситуаций, наблюдений за поведением пешеходов.

Заключительная часть.

Я выбрала эту тему потому, что считаю ее актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире. Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.

19 октября 2016 в 18:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.