Москалёва Светлана Сергеевна-воспитатель.

Доклад на пед.совете на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста".

 Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Цель воспитания:

1.Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

2.Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

3.Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

4.Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.

5.Вызвать интерес к изучению  Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

Задачи:

-Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

-Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

-Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

-Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

-Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

-Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада. 


Большую часть времени ребенок проводит вне дома, в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому, нравственное воспитание детей дошкольного возраста ложится и на плечи воспитателей.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.


Рекомендуется:

-Чтение рассказов, несущих духовный смысл и обсуждение с детьми прочитанного материала.

-Посещение музеев. В том числе краевых, с целью ознакомления с местной историей и биографией знаменитых людей.

-Рассмотрение репродукций и предметов искусства.

-Проведение дидактических игр.

-Постановка мини-спектаклей по сказкам. Обсуждение поступков героев.


Так как игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, то  для детей младшего дошкольного возраста наиболее рациональным и доступным при духовно-нравственном воспитании будут игры : дидактической, возможно  народные (хороводные). Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой  можно рассказать о культуре и быте  народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору” и другие).

Чувства уважения и гордости в младшем дошкольном возрасте  прививают дидактические игры. Много словесных игр используются при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких). Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям, старшим  так же необходимы для духовно-нравственного воспитания. К таким играм можно отнести и сюжетно - ролевые. В них ребенок может проявить свое отношение к ситуации, к другим детям, опираясь на свой небольшой жизненный опыт, который формирует нравственные и духовные ценности.

Наиболее эффективным в процессе нравственного воспитания в дошкольном возрасте считается словесный метод.

К нему относят:

1.Чтение воспитателем литературных произведений.

2.Чтение воспитателем и детьми стихотворений.

3.Проведение диалогов с детьми.

4.Дидактические, сюжетно-ролевые и малоподвижные игры.

5.Игра в загадки.

6.Составление рассказов детьми по иллюстрациям и схемам.

7.Разбор жизненных ситуаций.

8.Проведение тематических вечеров и викторин.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», праздник «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Пасха», мероприятия, посвященные Дню Победы, «Именины березки» (Троица) и другие  мероприятия, которые приобщают детей к народным традициям.

Кроме того, необходимо приобщать родителей к воспитанию и формированию духовно - нравственной культуры детей. Проводить беседы, консультации, родительские собрания, составлять папки – передвижки, предоставлять информацию о духовно - нравственном воспитании для того, чтобы и они стремились привить своим детям положительное отношение к эстетическим, нравственным и духовным ценностям.

Если придерживаться  систематической работы по духовно-нравственному воспитанию совместно с родителями и педагогами, можно достичь устойчивых навыков поведения; сформированности основ ценностных сфер личности; стабильности психического развития; целостности восприятия мира; воспитания  всесторонне развитой личности.

15 июня 2016 в 11:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.